В общем, я так чудненько перекусила. Могла бы наверное и больше съесть, но постеснялась. Прямо силком себя оттащила от мяса и пошла дальше. Дошла до тропы наверх, два мальчишки каких-то местных увязались следом, лет по 10, не больше. Сначала я стеснялась пыхтеть при них и попыталась им втолковать, что меня ждать не надо, я сама дорогу найду. Потом немножко сбилась с тропы и они мне показали дорогу. И дальше мы уже вместе шли. Они мне показали дерево, сорвали с него плод, точнее добыли с помощью веревки с камнем, так как он высоко висел. Небольшой такой , зеленый, кругленький. По размеру как оливка средних размеров. На вкус кислый, вырви глаз, сочный. Мне кажется хорошо утоляет жажду. Мне на следующий день Саган такой срывала по дороге в каньон, но уже спелый, оранжевый. А зеленый в первый момент напоминает шишку еловую. В самый первый, когда кусаешь. Что-то такое хвойное по вкусу. Потом так уже не кажется.
С мальчишками мы выбрались наверх и там я уже помедленнее пошла, а они домой побежали. Прихожу в дом, Саган (дочь Кибани, шестнадцать лет) как раз собралась делать лепешки. Я сидела с ней в кухне и наблюдала процесс. Почти от и до, единственное, тесто она до меня замесила. Но оно вроде бы простое, пресное. Щас все расскажу, но сначала хочу дом описать. С глазомером , правда , у меня не очень.. Двор метров наверное сто на семьдесят, огорожен забором из камней. Забор примерно метра полтора высотой. Во дворе несколько построек. Если смотреть из ворот, то в левом дальнем углу домик для гостей, самый большой из всех. Может он и не для гостей, но там меня поселили, и наших туристов, когда мы у Кибани ночевали. Я тут примерную схему набросала, вот:

Что меня больше всего поразило, это когда Саган сказала, что в маленьком домике они ночуют в одной части мама и все девочки, а в другой папа и мальчики. Там совершенно крошечный домик, а детей в семье десять! Если убрать Салема (он женат и живет отдельно) и старшую дочку (та же история), то все равно остается восемь человек, плюс Муххамед с женой.. По поводу огорода тоже непонятно, не могу сказать, что там растет, внимательная я такая.. но пространство огорожено сеткой-рабицей. От коз, наверное. Так что будем считать огородом в самом прямом смысле, как огороженное пространство.
Вообще, у них конечно отношения к бытовым удобствам абсолютно спокойное. Для нашего современного человека, наверное , даже невозможное. Минимум одежды, минимум мебели. Кухня: домик метра три на четыре, тоже из камня с дырками в стенах. Есть малюсенькая газовая плита на две конфорки. Но, как я поняла со слов Саган, газ есть не всегда и когда его нет, то она ходит и собирает хворост. Занятие это на Сокотре, как мне кажется, чисто женское. По крайней мере ни одного мужчины с вязанкой хвороста я еще не видела. Женщин же постоянно. Пол в кухне земляной. Одна полочка для посуды, у одной стены три больших бака. Один с мукой, другие не знаю с чем. В углу очаг: три камня, на них ставят металлический круг, когда пекут хлеб. Утром едят оставшиеся с вечера лепешки и чай с козьим молоком. В обед рис с кислым молоком и чай, вечером лепешки и чай. И еще кислое молоко. Спрашивала у Саган, кто в основном доит коз. Я читала у Наумкина, что это традиционно мужское занятие. Она сказала Исмаил (один из сыновей Муххамеда). Я спросила : всегда мужчины? Нет, говорит не обязательно. Если никого из мужчин нет, то я или мама. Видимо, уже все меняется потихоньку.
Я начала про лепешки, продолжу. Тесто Саган скатала в шарики и потом раскатала скалкой на подставке. Сначала толстым слоем. Смазала маслом и свернула конвертиком. Потом развела огонь, разогрела подставку и начала раскатывать конвертики уже тонким слоем. Лепешка кладется на сковородку, немножко смазывается маслом, переворачивается. Еще есть такая металлическая штуковина , которой лепешка придавливается сверху. Потом снова смазывается маслом и снова переворачивается. На одну лепешку минуты три наверное уходит. Получается тоненькая, слоеная. Очень вкусная, особенно в горячем виде. Вечером все вместе не едят, как я поняла. Пока мы пекли лепешки, их таскали по одной кто хотел. Хлеб стряпается в обязательном порядке каждый день. Другого ужина нет. Это, честно сказать, была одна из причин, по которой я оттуда свалила через пару дней. Не привык мой организм так питаться, на второй день он мне выдал такую изжогу, что я поняла, что он хочет чего-нибудь другого..
А пока я , съев лепешку, пошла к себе. Хозяина, кстати, не было, они с женой были в Хадибо. Полежала, почитала книжку. Где-то в районе семи приехал Муххамед. С катом. Сидел, жевал кат, а я клевала носом. Потом он заметил, что я уже засыпаю , спросил , не хочу ли я смотреть телевизор (у Саган в комнате стоит малюсенький телевизор, чем я совсем не соблазнилась), заверил меня, что я могу ходить по всему дому и делать что угодно, пожелал мне спокойной ночи и пошел к себе. А я моментально уснула и, конечно же, проснулась в двенадцатом часу ночи, абсолютно выспавшаяся. Было гораздо теплее, чем в мои прошлые посещения Диксама и почти не было комаров. По-моему вообще только один летал. Снова заснула только часа через три. И утром так не хотелось вставать. И такое восхитительное чувство, что я и не обязана вставать ни свет ни заря! Встала я только в районе девяти утра, кажется. Открыла дверь, нашла за порогом термос с чаем и стаканчик. Так приятно)) Утром решила сходить поискать тропу в каньон, где была вчера, только уже рядом с домом Муххамеда. Сама не нашла, по крайней мере явной тропы. Стены довольно крутые показались, а я же трусиха.. да и не поела ничего утром. Побродила по окрестным тропам и решила пойти обратно. Взять Саган, она вчера говорила что хочет сходить искупаться. Пришла как раз к обеду, народ ел рис. С кислым молоком. Поела, Саган говорю: пойдем купаться? Пойдем, говорит. И повела меня туда же, откуда я пришла утром. Тропа действительно была еле заметная. Туристов я бы туда точно не повела, по крайней мере не всех. Местами тропы как бы и не было вообще. В принципе ничего сложного не было, но мысли о том, как же мы будем подниматься обратно, начали закрадываться примерно с середины спуска..
Воды сейчас не так много, как после дождей. На скалах видны следы прошлых водопадов, зрелище, думаю, было красивейшее. Но все равно, вода есть, чистая, в некоторых местах даже до дна не достать. Искупались с удовольствием и пошли обратно. Видели змейку, серую. Если бы Саган не закричала и не кинула в нее камнем, я бы наверное ее вообще не заметила. Она смылась в скалу и Саган еще долго обходила то место стороной.
Наверх, кстати, забрались на удивление быстро. Мне вообще больше нравятся крутые подъемы, чем тянучие: ноги у меня явно сильнее дыхалки. Саган устала не меньше. Как она сама сказала, последний раз она была здесь ребенком. А теперь, когда на ней готовка дома, стирка и прочее, ей уже не до прогулок. Хотя, она скакала как козочка, в отличие от меня. Мне бы бегом по такой тропе бежать даже в голову не пришло)) Вообще, мне ее даже жалко было немного, все-таки основное времяпровождение ее, это работа по дому. Потом выйдет замуж и будет то же самое. А с другой стороны , опять же , глупые мысли лезут в голову, когда нечем заняться. Так что может они счастливее нас, наоборот.
Жена Муххамеда, Фатма, очень красивая женщина. И, несмотря на десять детей, стройная. Женщины здесь многие красивые, только кожа быстро портится от солнца. Старшая сестра Саган, Сейма, если я правильно запомнила, вообще красавица. Кстати, подозрительно не похожа на остальных)) Саган и Салем, например, вообще одно лицо. Так вот, она ооочень красивая, но кожа неровная какая-то. И еще от постоянных родов все-таки у большинства портится фигура. Женщины в возрасте ходят так интересно, как уточки. А еще у них голоса низкие и хриплые у всех почти. Мне кажется это особенности языка: у сокотрийцев много хриплых горловых звуков. Если сравнить с англичанками, разница вообще огромная: те пищат, эти хрипят))
Утром собираюсь уезжать. Хотела на перекладных, но Муххамед пообещал отвезти меня в город сам. Спросила про деньги, отказался. Сказал что могу приезжать в любое время, когда захочу. Думала Саган порадовать, спросила не возьмем ли мы ее с собой в Хадибо. Нет, сказали, ей нужно готовить еду. Смотрю на Муххамеда, и так он мне моего братика напомнил.. даже не знаю чем, немного и внешностью и повадками. Они и возраста одного, наверное.
Ехали чисто «по-арабски» : на каждом столбу останавливались, со всеми здоровались. Подобрали парнишку из школы и везли километров пять, наверное, до дома. Я Муххамеда спрашиваю: он так каждый день пешком ходит???? Да, говорит. А в одном месте смешно было: стоит куча ребятни, голосует. Мы проехали мимо и метрах в сорока одинокий мальчик. Муххамед останавливается подвезти, а мальчишка резво бежит к своим, назад от нашей машины. Испугался.
В Хадибо получилось так, как я боялась: вместо дороги домой Муххамед свернул в город и я поняла что щас все будет по самому худшему сценарию. Мы будем останавливаться через каждые десять метров на полчаса. После второй остановки спросила: может я пешком пойду? (кстати, все-таки пресловутое эмши, я заметила что они прекрасно им обходятся и все правильно понимают) Нет, говорит. Ну и правда, всего парой мест обошлись, не прошло и часа как мы уже к дому подъехали))
В общем, здорово я съездила, мне понравилось. Теперь , похоже, «пойду по рукам» . Нох сегодня сказал, что надо ехать в ДиСебро. А то ишь, блин, в Диксам она съездила, а в ДиСебро?? Пообещала, что после туристов поедем, в апреле где-нибудь)) Страшно хочу в то место, над водопадом, куда Сашка с Антоном ходили. Только без рюкзака.
11.03.14
Сегодня подумала: вот балда! Нужно было в Диксаме блины испечь. Познакомить с нашим русским блюдом.. правда сейчас уже не уверена. Я сейчас пекла блины и дала три штуки рабочим, которые в кафе у нас стройку ведут. Отклика не услышала. По правде, вообще не уверена, что они не скормили их ближайшим козам. Они внешне напоминают лепешки, и для людей, привыкших к хлебу, блины могут показаться сырым тестом. Я так даже представила, как они приходят домой и говорят женам: эта русская совсем не умеет печь хлеб.. хм.. Они наверное блины полюбили бы только в одном варианте: сладкие-пресладкие. Или с вареньем. Или со сгущенкой.
А еще все хотела написать, какие же смешные козы. Они очень умные, смотрят так внимательно. Увидеть можно где угодно: на крышах машин, на подоконниках, на крылечках. Несколько раз наблюдала, как они о стенки домов чешутся: привалятся боком и идут вдоль стены. Хорошенькие, страсть! Расцветки самые разные : и черные с белым, и рыжие, и кучерявые, и гладкие. Вот не росли бы они, я бы себе дома козленка завела)